Народы и
цивилизации древней Месопотамии
Месопотамия (Двуречье)
расположена в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат и прилегает к Кавказу
с юга. Эта плодородная земля с древних времен привлекала многие народы.
Тысячелетиями на довольно небольшой территории Месопотамии происходили
постоянные войны. Одни народы постоянно покоряли другие, происходило постоянное
смешение культур, языков, в процессе которого рождались новые народы.
Народы населявшие
Месопотамию авторами многих древних летописей собирательно именуются
халдеями. Однако следует учитывать, что на территории Месопотамии проживало
большое количество народов, принадлежащих к самых различным языковым и
этническим семьям и прибывших сюда из самых различных частей континента. Народы
античной Месопотамии сыграли огромную роль в этногенезе, культуре, языке многих
современных народов, в частности, большинства народов Кавказа.
Предки адыгов - меоты. Период с
начала первого тысячелетия до нашей эры до третьего века нашей эры.
Мео?ты (греч. maiotis) —
древние племена на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1
тысячелетии до н. э. Античные историки называли страной меотов —
Меотидой — территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море
именовали Меотским озером. В IV-III вв. до н. э. многие из племён меотов
вошли в состав Боспорского государства.
В первом тысячелетии до
нашей эры побережье Меотиды (Азовского моря), почти вся территория Северного
Кавказа, с прилегающими к ней с севера равнинами населены родственными между
собой народами. Эти народы - синды, зихи, псессы, дандарии, досхи, тореаты,
абидиакены, арреахи, ахеи, мосхи, ситтакены, тарпеты, фатеи в летописях
Древней Греции и Древнего Рима собирательно именуются maiotis (здесь и далее меоты).

Меоты - отличные мастера,
среди них кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры.
Представители каждого ремесла составляли родовое сословие. При этом было
недопустимо, чтобы кто-то занимался не своим делом.
Меоты имели свою систему
религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил
природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света,
огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты
приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.
Были распространены
разные магические обряды, осуществляемые старейшинами рода. Обряды состояли в
произнесении особых заклинаний, приготовлении магических снадобий. Старший
рода, наиболее искушенный в магических познаниях, погружался в транс, во время
которого он "видел" события прошлого, настоящего, будущего,
"разговаривал" с умершими родственниками, богами, испрашивал помощи
или совета как поступить в том или ином случае. Погружение в транс
сопровождалось предварительным постом и уединением, или наоборот принятием обильной
пищи, опьяняющих напитков и благовоний.
Состав меотского пантеона
отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации.
Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления – боги
неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство,
честность, верность традициям предков, верность клятве и т.д. Существовали так
же боги покровители представителей каждого ремесла.
Очень важны для меотов
были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело
помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые
могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные
дары от родных и односельчан умершего - посуду, оружие, одежду, украшения. Над
захоронением производили земляную насыпь - курган.
В течение определенного
времени от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, к
какому сословию принадлежал усопший, возле могилы проводились погребальные
ритуалы. Меоты устраивали круговое шествие вокруг могилы, с ритуальными
песнопениями, плачем, шумом, отгоняя злых духов. Для того чтобы напугать и
отогнать злых духов, вокруг могилы устанавливали всевозможные
"страшные" изображения хищников, фантасмагорических чудищ.
Главным богом меотов был
бог солнца, огня, света, тепла. Эти явления меоты отождествляли между собой, и
считали источником жизни на Земле, обожествляли их. Тело умершего они, как и
народы майкопской, дольменной, северокавказской культур, посыпали красной
краской - охрой, которая символизировала огонь.
Меоты жили в горах и на
равнинах Предкавказья.
Меоты-горцы вели оседлый
образ жизни и занимались главным образом земледелием. На равнинах меоты обычно
вели полукочевой образ жизни и занимались преимущественно отгонным скотоводством.
Важной отраслью хозяйства было рыболовство. Для рыбной ловли использовалась
сеть, невод, крючковая снасть.
Язык и этнос
Вопрос
о лингвистической и этнической принадлежности меотов спорен. Распространена
точка зрения, что меоты были родственны скифам и сарматам и относились к
иранской языковой группе. Еще в 19-м веке Эдуард Эйхенвальд провозгласил, что
родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Черного моря.
Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао вышла замуж за Гекатея,
царя синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное
зафиксированное источниками меотское имя и оно надежно сближается с
индо-иранским женским именем Тиргутавия, зафиксированном на территории Митанни,
в хурритском Алалахе.
Большая
советская энциклопедия, напротив, относит меотов к кавказскому
праэтносу: потомки меотов — адыги. По мнению некоторых современных
археологов — название древних племен на окраине Боспорского царства
(современный Краснодарский край) являлось синонимом «болотных жителей», то есть
живших рядом с Меотидским озером (болотом). Аналогично с русскими дреговичами —
болотными жителями (люди живущие на болоте, плавнях).
Религия и верования
Меоты
имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований
характерно обожествление
сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы,
бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы,
сопровождаемые сложным ритуалом.
Состав
меотского пантеона отличается
большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские
боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги
неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство,
честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д.
Существовали так же боги покровители представителей каждого ремесла.
Очень
важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном
положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в
стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан
умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили
земляную насыпь — курган.
Культура и ремесла
Меотская
культура складывается в VIII—VII веков до
н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы.
Основой хозяйства меотских племен было земледелие и скотоводство. Они
выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело
скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.
Меоты
знали развитое ремесленное производство и металлургию, их
керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты,
находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых
посредников.